25 Авг

Как у молодежи из неполных семей проходит взросление, узнали ученые

Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) установили, как на постановку и достижение жизненных целей юношей и девушек из неполных семей влияет психологическая сепарация (независимость и отрыв от родителей). По их мнению, это поможет разработать программы адресной психологической помощи молодым людям, направленной на создание доверительных отношений с близкими, принятие на себя ответственности за свою жизнь и достижение поставленных целей. Результаты опубликованы в журнале Психология и Психотехника.

Психология отделения

Сепарация – это закономерный этап взросления, когда юноши и девушки психологически отделяются от родителей: начинают принимать свои собственные решения и самостоятельно организовывать свою жизнь. В процессе «отрыва» молодые люди становятся независимыми от семьи и вступают в партнерские, равноценные отношения с матерью и отцом. Это важный и необходимый этап для формирования личности, объяснили ученые.

"Началом успешной сепарации считается обретение юношами и девушками эмоциональной независимости от одобрения и поддержки семьи, а также создание новых комфортных отношений с родителями, в которых мать или отец не пытаются удерживать, манипулировать или навязывать свои взгляды. Молодые люди и родители должны установить и поддерживать отношения доверия, принятия мнений и решений друг друга, сохраняя при этом целостность собственной личности", — рассказала доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета "Экстремальная психология" МГППУ Анна Литвинова.

Специалисты МГППУ проанализировали, как типы психологической сепарации влияют на целеполагание — способность юношей и девушек самостоятельно выбирать и ставить себе цели, а также средства для их достижения. Всего выделяют четыре типа отделения: конфликтный — свобода от чрезмерных чувств вины и ответственности; аттитюдный — оценка ситуации на основе своего личного опыта, а не опыта родителей; эмоциональный — уменьшение зависимости от родительского одобрения; и функциональный — способность человека обеспечить свое существование отдельно от родителей.

Как у молодежи из неполных семей проходит взросление, узнали ученые

Целеполагание, как отмечают ученые, это сложный процесс, включающий ценностные (ценности-цели, ценности-средства, смысложизненные ориентации) и операционные (саморегуляция произвольной активности) характеристики, позволяющие осознавать будущие результаты, формулировать и реализовывать цели на всех этапах их достижения. Психологическая сепарация оказывает влияние на эти характеристики.

Трудности взросления

В исследовании приняли участие юноши и девушки из неполных семей, родители которых находились в разводе более восьми лет. При этом отношения с отцом поддерживались, рассказали эксперты.

«Мы пришли к выводу, что процесс функциональной сепарации юношей от отца может усложнить формирование самостоятельности, которая необходима, чтобы достигнуть поставленных целей. Недостаток общения с отцом в неполной семье, отсутствие наглядного примера, как можно прийти к материальному благополучию, приводит к трудностям на пути к финансовой независимости», — отметила Литвинова.

Она считает, что это может быть связано с проблемами обретения собственной идентичности, сложностями поиска работы, которую можно совмещать с учебой. В этом случае вина за проблемы бессознательно переносится на отца, ведь он по-прежнему играет важную роль в жизни молодых людей несмотря на то, что родители в разводе.

Как у молодежи из неполных семей проходит взросление, узнали ученые

«У девушек, по результатам исследования, повышение самостоятельности в выборе целей затрудняется незавершенностью функциональной сепарации от отца. Пока они материально зависят от взрослого, ставить цели и осмысленно делать свой собственный свободный выбор в учебе, личной и профессиональной жизни им наверняка будет сложно», — заявила Анна Литвинова.

Трудности в конфликтной сепарации юношей от матери (в стремлении отстаивать свою позицию и решения) могут привести к нежеланию и неумению самостоятельно продумывать свои действия для достижения цели, а также искать другие пути, если полученные результаты не совпадают с планами.

«Можно предположить, что нежелание или невозможность юношей изменить отношения с матерью, ведет к переживанию ими недоверия, тревоги, протестному поведению», — объяснила Анна Литвинова.

Противоречия отделения

Специалисты отметили противоречивость результатов исследования. Так, свобода собственного мнения юношей от мнений матери, если конфликтная сепарация завершена, может привести к снижению важности ценности-цели «познание» и ценности-средства «ответственность».

"Это связано с противоречивостью самого процесса психологического отделения от родителей. Юноши и девушки, с одной стороны, стремятся сохранить поддержку родителей, их любовь и внимание, следовать их советам и требованиям, не нарушать запретов, с другой — переживают неудовлетворенность существующей ситуацией, пытаются вырваться из-под их опеки и влияния", — рассказала Литвинова.

Юноши из неполных семей, как отмечают ученые, чаще реализуют ценности самореализации и свободы, используя для этого такие ценности-средства, как твердая воля и эффективность. Девушки чаще стремятся к ценностям-целям личной жизни и здоровья, применяют ценности-средства «воспитанность» и «честность». При этом, чтобы жизнь юных девушек была достаточно насыщенной и действительно приносила им удовольствие, им важно эмоционально и функционально сепарироваться от матери, то есть быть независимой от одобрения и финансовой поддержки родителя.

Эксперты считают, что с помощью информации об особенностях влияния психологической сепарации можно разрабатывать и проводить программы оказания психологической помощи юношам и девушкам. Своевременное решение проблем психологической сепарации позволит юношам и девушкам самостоятельно, без внешнего влияния, ставить цели и успешно их достигать.

Как у молодежи из неполных семей проходит взросление, узнали ученые

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *