Фрео: давление, температуры, характеристики, таблицы свойств и насыщения
Содержание
История открытия
Разные источники называют две даты первого синтеза фреона – 1928 и 1931 годы. Правильнее считать датой рождения этого хладагента 1928-й год. Именно тогда выдающийся химик компанииFrigidaire, которая является дочерней корпорации General Motors, Томас Мидглей, вывел «чудо-вещество» и дал ему название «фреон». Позднее инженеры компании, занимавшиеся промышленным производством этого газа, ввели обозначение Фреон-12 как «R» (в переводе «Refrigerant» расшифровывается как хладагент или охладитель). Вторую же дату с появлением фреона связывать неправльно, поскольку уже в 1930 году была создана фирма Kinetic Chemical Company, деятельность которой должна была быть направлена на производство этого продукта.
Фреон – это что?
Смесь этана и метана как фторсодержащих производных низкомолекулярных углеводородов, где атомы водорода могут быть замещены фтором, хлором, бромом. Широко используется в холодильных установках (холодильники, морозильники, кондиционеры и т. п). Многие задаются вопросом, фреон – это газ или жидкость? Правильный ответ: данное вещество может иметь и то и другое агрегатное состояние.
Фреон — это опасное вещество для человека?
Почти все виды этого вещества обладают отрицательной температурой кипения, поэтому его и применяют в охлаждающих элементах бытовой техники, в качестве выталкивающего элемента в газовых баллончиках, освежителях воздуха и прочих аэрозолях. Поэтому при распылении сам баллон охлаждается, а фреон попадает в воздух. Если не нагревать хладагент до 250 градусов (при такой температуре выделяются ядовитые вещества), он совершенно безвреден для человека, что нельзя сказать про озоновый слой. Продукты распада разрушают его. Главной причиной образования озонных дыр является производство и использование фреоном с высоким содержанием ионов хлора и брома. Утечку этого вещества в бытовой технике на запах и визуально обнаружить нельзя, небольшие дозы на человека не оказывают никакого влияния.
Для восстановления озонового слоя Земли и уменьшения производства вредных фреонов странами ООН был подписан и ратифицирован Монреальский протокол.
Наиболее распространенные виды фреона
Науке известно более 40 типов этого вещества, большая часть из которых получается промышленным путем. Температура фреона, при которой он закипает, у каждого вида своя:
- R11 — трихлорфторметан (с t кипения 23,8 °C).
- R12 — дифтордихлорметан (с t кипения кип –29,8 °C).
- R13 — трифторхлорметан (с t кипения кип –81,5 °C).
- R14 — тетрафторметан (с t кипения кип –128 °C).
- R134A — тетрафторэтан (с t кипения кип –26,3 °C).
- R22 — хлордифторметан (с t кипения кип –40,8 °C).
- R600A — изобутан (с t кипения кип –11,73 °C).
- R410A — хлорофторокарбонат (с t кипения кип –51,4 °C).
Как правило, домашние холодильники работают на фреоне (хладоне) марки R-22, в промышленных и торговых используют марку R-13.
Что представляет собой фреон в холодильных установках?
Современные компрессорные холодильники представлены в виде камеры с размещенным внутри испарителем, в состав которого входит хладагент. Это вещество при кипении и испарении забирает тепло из камеры и в процессе конденсации передает его в окружающую среду. Благодаря этому воздух охлаждается до необходимой температуры, а газ возвращается в компрессор и меняет свое агрегатное состояние на жидкое. Фреон в холодильнике находится как раз в этом испарителе. Другими словами, это важная составляющая системы, благодаря которой происходит охлаждение камер холодильной установки.
Отключенный и включенный холодильник
Специалисты рекомендуют не включать холодильник, если температура в помещении ниже + 5 градусов. Компрессор может просто не выдержать нагрузки, что приведет либо к короткому замыканию, либо к его сгоранию.
Специалисты рекомендуют не включать холодильник, если температура в помещении ниже + 5 градусов.
Как обеспечить работу холодильника в холоде
Помещение, в котором придется находится рабочей технике должно быть закрыто. Это значит, что нужно полностью избавиться от попадания не только прямых солнечных лучей, но и любой влаги. Если это балкон – он должен быть застеклен. Если это веранда – обязательно нужно проверить крышу, на наличие отверстий. Что будет если холодильник долго оставить на морозе – краска может не выдержать резкого спада температуры.
Помещение, в котором придется находится рабочей технике должно быть закрыто.
Первое, что может встать под угрозу – работа термостата. Он отвечает за переключение компрессора. Далее следует обратить внимание на качество масла и заранее произвести его замену. В более новых образцах оборудования, специалисты рекомендую использовать – минеральное или полусинтетическое. Стоит понимать, что находясь в холоде – компрессору сложнее запуститься.
Первое, что может встать под угрозу – работа термостата.
Также стоит подготовиться к тому, что более новые модели вообще могут не выдержать снижение температуры. Обратить внимание стоит не только на уплотнитель, который быстро изнашивается – даже если владелец не открывает двери, но и на сам испаритель.
В технике, в которой используется сухая заморозка – возникнет проблема с ледяными наплывами на самом испарителе.
Минимизировать последствие можно с помощью приборов нагрева. Даже небольшая ветродуйка сможет спасти холодильник от поломки.
Главное следить за тем, чтобы температура в помещении не падала ниже +5 градусов.
Также стоит подготовиться к тому, что более новые модели вообще могут не выдержать снижение температуры.
Особенности использования прибора после зимовки
Правил для нового запуска техники не так много. Однако их соблюдение минимизирует зимовку и даст шанс – техники остаться невредимой. Если с возможными проблемами того, что будет с холодильником оставив на морозе, все более чем понятно.
То чего ожидать, занеся его в дом и подключив к сети.
Правил для нового запуска техники не так много.
1. Ни в коем случае нельзя сразу включать технику после зимовки.2. Сначала холодильнику нужно дать адаптироваться к постоянной температуре. Желательно, чтобы она не была ниже 10 градусов.
3. На естественную сушку уходит примерно 24 часа.
Только после этого можно запустить работу компрессора. В противном случае, произойдет короткое замыкание.Более старые агрегаты, которые достались еще с СССР можно включать даже на улице. Они отличаются особенной устойчивостью.
Главное изолировать все провода и заранее проверить корпус на наличие серьезных повреждений.
Простые рекомендации помогут не допустить преждевременного старения прибора. Сохранить при правильном подходе можно даже уплотнитель.
Главное соблюдать все меры предосторожности и безопасности.
Фреон R404A: описание, технические характеристики, применение
Хладагент R404А является бесцветным веществом, пребывающим в жидкообразном агрегатном состоянии или в виде газа без запаха. Он нетоксичен, не растворяется в воде, но подвержен воздействию органических растворителей. Состоит из смеси ГФУ хладонов R143А, R135А и R125А в пропорции: 4:52:44.
Преимущества хладагента R404A
Озоносберегающий фреон R404A искусственно синтезирован с целью замены R502, поэтому по главным качествам полностью соответствует, а по многим параметрам превосходит аналог. Хладон R404A характеризуется эксплуатационными параметрами, близкими с аналогичными фреонами, поэтому может заправляться в современные системы. Хладагент отличается следующими свойствами:
- низкой температурой разрядки, поэтому продлевает ресурс компрессора;
- лёгкой дозаправкой контура при утечке хладона;
- небольшими эксплуатационными расходами;
- стойкостью против воспламенения (пожаробезопасностью);
- устойчивостью против кислоты (окислителя).
Хладон в газообразном и жидком агрегатном состоянии относится к классу (группе безопасности) А1/А1. Обладает низким потенциалом (3750), минимально влияющим на глобальное потепление. Сохранность озонового слоя обеспечивается благодаря отсутствию в составе хлора. Предельно допустимая степень воздействия на озоновый слой (регулярно воздействующая концентрация) составляет 1 тыс. частей на миллион.
Популярность фреона R404A обусловлена многими преимуществами по сравнению с R502:
- требуется меньший объём хладона для обеспечения должной производительности;
- обеспечивается увеличенная на 7% производительность холода;
- не превышает нормы по токсичности и считается химически стабильным составом;
- по сравнению с другими хладагентами в меньшей степени вызывает парниковый эффект;
- характеризуется неизменным составом, даже в случае дозаправки обеспечивается стабильная работа холодильного оборудования;
- благодаря стабильным пропорциям составляющих компонентов, при утечке не происходят химические реакции, опасные для людей;
- при хранении в сухом месте, защищённом от солнечных лучей, состав является невоспламеняемым;
- благодаря низкой температуре разрядки характеризуется длительным сроком службы.
Технические характеристики фреона R404A
Хладагент, близкий по эксплуатационным параметрам к азеотропной смеси с величиной температурных изменений на единицу длины меньше чем 0,5 К. Квазиазеотропный хладон R404А характеризуется неизменными пропорциями состава, в том числе при утечках из контура и перезаправках, поэтому считается оптимальным хладагентом для систем с повышенными требованиями безопасности и стабильности характеристик.
Благодаря применению фреона производительность оборудования по холоду, в зависимости от условий эксплуатации, повышается до 5%. Энергосбережение при этом увеличивается до 2%, а температура нагрева компрессора снижается на 8%.
Основные технические характеристики фреона R404А:
Эксплуатационные параметры | Единица измерения | Значение |
Усреднённая молекулярная масса | 97,6 | |
Температура кипения (при давлении в 1 атмосферу) | °С | 46,3 |
Плотность паров (при температуре кипения) | кг/м.куб. | 5,3 |
Плотность насыщенной жидкости (при 25 °С) | кг/дм.куб. | 1,01 |
Критическая температура | °С | 72 |
Критическое давление | кг/см.кв. | 37,8 |
Скрытая теплота испарения (измеренная при температуре кипения) | БТЕ/фунт.°F | 86,0 |
Удельная теплоёмкость жидкообразного состояния (при 25 °С) | БТЕ/фунт.°F | 0,39 |
Удельная теплоёмкость паров (при 1 атм.) | БТЕ/фунт.°F | 0,18 |
Температурный перепад | °С | -16,9 |
Воспламеняемость на воздухе | не воспламеняется | |
Потенциал разрушения озона (ODP, для ХФУ 11 = 1,0) | 0,000 | |
Влияние на всеобщее потепление (HGWP, для ХФУ 11 = 1,0) | 0,96 | |
Группа безопасности ASHRAE | A1/A1 | |
Допустимое содержание паров в помещении (8-часовой рабочий день/средний вес) | 1000 м.д. |
При различных температурах хладагент R404A имеет следующие показатели давления:
Т °С | -70 | -50 | -30 | -10 | 10 | 30 | 50 | 60 | |
Бар | -0,74 | -0,18 | 1,04 | 3,32 | 5,03 | 7,18 | 13,14 | 21,90 | 27,62 |
Сфера применения хладагента R404А
Фреон R404A начал активно применяться с 1994 года и заправлялся только в мощное холодильное оборудование, рассчитанное на низко- и среднетемпературное испарение. Впоследствии хладагент стал применяться с целью модернизации установок для производства холода, спроектированных для заправки состава R502. Благодаря качественным техническим характеристикам хладон R404A отличается широкой областью назначения и востребован:
- для заправки и циркуляции в холодильных устройствах промышленного назначения;
- в контурах охлаждения низко- и среднетемпературных камер, использующихся для хранения продуктов питания;
- в качестве рабочего хладагента многих холодильных установок, применяющихся в торговле, на оптовых базах, автомобильных рефрижераторах, витринах магазинов и пр.
- для заправки низкотемпературного оборудования, использующегося в коммерческих целях;
- для среднетемпературных холодильных устройств и холодильников промышленного типа.
Являясь достойной альтернативой R502, фреон R404A широко применяется для работы мощного промышленного холодильного оборудования, установленного в торговых заведениях для длительного хранения продуктов. Также хладон заправляют в контейнеры, оборудованные системой для производства холода и предназначенные для перевозки замороженных продуктов (полуфабрикатов) по морю.
Правила безопасности при обращении с хладоном
Фреон R404A является самым безопасным для здоровья людей и окружающей природной среды хладагентом. При соблюдении правил использования удаётся избежать опасных ситуаций. Благодаря анизотропной структуре обеспечивается сохранение эксплуатационных качеств состава. Для техники безопасности не разрешается смешивать состав с воздухом. В процессе эксплуатации оборудования требуется не допускать высоких температур и повышенного рабочего давления, провоцирующие возгорание хладона.
Хладагент растворяется эфирным маслом, при этом не смешивается с минеральной смазкой. При замене фреона производитель рекомендует также всегда менять масло. При диагностике системы с целью идентификации утечки запрещается добавлять в контур с R404A для повышения давления воздух. Благодаря стабильности структуры и пропорций смесь можно дозаправлять при обслуживании холодильного оборудования.
Состав не требует соблюдать ограничения при перевозке и его можно транспортировать в баллонах любым видом транспорта с соблюдением правил безопасности.
Ёмкости с газом находятся под давлением, поэтому запрещается хранить на открытом солнце с целью предотвращения нагрева свыше 50 °С.
Хранение фреона в герметичных ёмкостях должно осуществляться на безопасном удалении от открытых источников огня и нагревательных приборов. Складское помещение оборудуется эффективной вентиляцией для проветривания.
Особенности хладагента R410A
Фреон R410a не является азеотропным газом. Это смесь двух хладагентов в следующих пропорциях:
- R125, C2F5H (пентафторэтан) – 50%;
- R32, СF2H2 (дифторметан) – 50%.
Но свойства хладагента очень близки к азеотропной смеси. Поэтому при его утечке не всегда нужно менять фреон полностью. В зависимости от системы, пи утечках до 20-60% можно дозаправлять оборудование.
По сравнению с R22, хладагент R410A имеет на 50% большую холодопроизводительность. Для полноценной работы системы его нужно на 33% меньше. при этом его рабочее давление выше. разница между давлением пара R22 и R410a зависит от температуры.
При высоких температурах (более 25 °С) она может составлять 60% и более. За счет этого в системе должны быть более прочные стенки трубок испарителя и конденсатора. Это достигается либо большим диаметром, или большей толщиной стенок. За счет большего количества используемой меди, оборудование дороже.
В отличие от R22, хладагент R410a не растворяется полностью в минеральных маслах. В оборудование заправляют полиэфирные синтетические холодильные масла, такие как:
- Bitzer BSE;
- Suniso SL;
- Mobil EAL Arctic;
- Planetelf.
Синтетическое холодильное масло Mobil EAL Arctic 68
Диагностика системы
После того как вы вычислите сколько фреона потребуется для заправки сплит-системы и заправите необходимое количество, желательно проверить устройство на предмет отсутствия утечек и проверить работ компрессора.
Как уже говорилось выше, перебор с количеством фреона выполнять нежелательно. Если количество хладагента будет превышать норму на 10%, то это не приведет, конечно, к износу компрессора, но вызовет сбои в его работе.
Если вы заметили, что компрессор работает неэффективно можно попробовать дозаправить около 10% фреона, при этом сама система должна работать исправно. Если ее работа после дозаправки не улучшилось, то, скорее всего дело не в нехватке хладагента. Возможно, произошла какая-то поломка внутри.
Если вы решили самостоятельно заправить систему, обратите внимание на тип хладагента, использованного в ней. В настоящее время в устройствах используется совершенно безопасный газ, который не только исключает возможность взрыва, но и не приносит вреда окружающей среде при его попадании в атмосферу
Первые модели кондиционеров шли с использованием фреона марки R-22. Но установлено, что он разрушает озоновый слой земли и неэффективно работает при пониженных температурах, поэтому производители отказались от его использования и перешли на более современные и полностью безопасные хладагенты.
Таким образом рассчитать необходимое количество фреона, дозаправить систему и купить необходимый хладагент можно полностью своими силами.
Технология заливки фреона
фреона в кондиционере
Отличным вариантом будет провести процедуру опрессовки азотом, который закачивают под давлением. В паспорте на кондиционер есть информация о силе давления. Обычно она составляет 25−30 Бар. Чтобы заправить кондиционер хладагентом, необходимо следовать инструкции:
- 1. Используя золотник сервисного порта, слить старый хладон. Эту процедуру можно также проделать через открученную трубку. Во избежание потери масла спускать газ очень медленно. Во время этого процесса следует открыть оба крана, которые находятся под защитными гайками.
- 2. Следующим шагом будет закрытие кранов и подсоединение левого синего шланга манометрической станции к золотнику. Надо проверить вентили коллектора. Они должны быть закрыты.
- 3. К штуцеру вакуумного насоса необходимо подключить средний жёлтый шланг. После запуска агрегата открыть задвижку низкого давления слева. Стрелка на вакуумметре должна упасть до -1 Бар, то есть ниже нуля. Далее следует открыть вентили на сервисных портах.
- 4. На протяжении 20 минут надо вакуумировать фреоновый контур. Остановить насос и проследить, чтобы стрелка не вернулась к нулю. Если это произойдёт, следует искать утечку.
- 5. Следующий шаг — переключение шланга с насоса на баллон. Левый кран коллектора требуется закрыть. Приоткрыть вентиль резервуара и осуществить продувку шланга газом. Для этого на 1 секунду открыть задвижку высокого давления справа.
- 6. Баллон устанавливается на весы, и показания дисплея обнуляются. Повторно открыть левый вентиль для уменьшения массы газа. При появлении нужного количества хладона на дисплее закрыть кран.
- 7. Оба вентиля сервисных портов перекрыть, патрубок отсоединить от золотника и проверить работоспособность кондиционера.
Осуществляя процедуру заправки кондиционера хладагентом, важно не ошибиться в последовательности действий и не открыть заправленный контур. Двадцать минут — это минимум, который понадобится для вакуумирования
За это время насос вытянет воздух и влагу, которые вредят компрессору.
Отличия R22 и R410А
По сравнению с фреоном r22, хладагент r410a имеет ряд преимуществ и недостатков. Они обусловлены его техническими характеристиками, физическими свойствами и сложностью производства.
Фреон r22:
- Имеет низкую стоимость;
- К 2020 году должен быть выведен из оборота странами, ратифицировавшими Монреальский протокол;
- Является однокомпонентным, в случае утечки возможна дозаправка независимо от количества потерянного хладагента;
- Не сложен в производстве, благодаря чему есть много производителей по всему миру.
Фреон r410a:
- Дороже хладагента R-22;
- Не токсичен, пожаробезопасен;
- Двухкомпонентный, в случае утечки большого количества из системы, ее нужно очистить от остатков и заправлять заново;
- Не разрушает озоновый слой;
- Имеет более высокие рабочие давления, оборудование должно быть более прочным. Оно дорогое, но надежное.
Отдельно стоит сказать про влияние на париковый эффект. Потенциал глобального потепления у хладагента r410a на 32,3% больше, чем у r22. Но если все оборудование полностью перейдет на него, то получится интересный эффект.
Так как хладопроизводительность фреона r410a лучше, его нужно меньше. Было подсчитано, что при переводе системы с 22-го хладагента на 410-ый, ее влияние на парниковый эффект уменьшалось в среднем на 11-13%. С точки зрения экологии, R22 проигрывает.
Что касается энергоэффективности, хладагент 410а лучше 22-го. Как показало исследование, опубликованное в International Journal of Engineering Research & Technology (Международный журнал инженерных исследований и технологий), разница составляет около 5-10% (см. рис).
Результаты исследования энергоэффективности хладагентов r410a, r22 и r404a
Температура кипения фреонов R12, R22, R23, R134, R142b, R290, R404a, R406a
t, °C | R12 | R22 | R23 | R134 | R142b | R290 | R404a | R406a |
90 | 26.88 | — | — | 31.43 | 16.4 | 35.82 | — | — |
80 | 22.04 | — | — | 25.32 | 13.07 | 29.94 | — | 21.5 |
70 | 17.85 | 29 | — | 20.16 | 10.23 | 24.72 | — | 17.3 |
60 | 14.25 | 23.2 | — | 15.81 | 7.85 | 20.14 | 27.62 | 13.6 |
55 | 13.08 | 20.75 | — | 14 | 6.81 | 18.08 | 24.76 | 11.9 |
50 | 11.9 | 18.3 | — | 12.18 | 5.87 | 16.16 | 21.9 | 10.4 |
45 | 10.25 | 16.3 | — | 10.67 | 5.02 | 14.38 | 19.51 | 9.1 |
40 | 8.6 | 14.3 | — | 9.16 | 4.25 | 12.73 | 17.11 | 7.8 |
35 | 7.53 | 12.6 | — | 7.93 | 3.55 | 11.21 | 15.13 | 6.7 |
30 | 6.45 | 10.9 | — | 6.7 | 2.94 | 9.82 | 13.14 | 5.7 |
25 | 5.39 | 9.5 | 45.03 | 5.71 | 2.38 | 8.55 | 11.5 | 4.8 |
20 | 4.67 | 8.1 | 40.11 | 4.72 | 1.9 | 7.39 | 9.86 | 4 |
15 | 3.95 | 6.95 | 35.56 | 3.93 | 1.46 | 6.33 | 8.52 | 3.3 |
10 | 3.23 | 5.8 | 31.37 | 3.14 | 1.08 | 5.38 | 7.18 | 2.6 |
5 | 2.66 | 4.89 | 27.54 | 2.54 | 0.75 | 4.52 | 6.11 | 2.1 |
2.08 | 3.98 | 24 | 1.93 | 0.47 | 3.75 | 5.03 | 1.6 | |
-5 | 1.64 | 3.27 | 20.85 | 1.47 | 0.22 | 3.06 | 4.18 | 1.1 |
-10 | 1.19 | 2.55 | 17.96 | 1.01 | 2.45 | 3.32 | 0.8 | |
-15 | 0.85 | 2.01 | 15.37 | 0.67 | — | 1.91 | 2.67 | 0.4 |
-20 | 0.51 | 1.46 | 13.04 | 0.33 | — | 1.44 | 2.02 | 0.2 |
-25 | 0.26 | 1.05 | 10.96 | -0.06 | — | 1.03 | 1.53 | -0.1 |
-30 | 0.64 | 9.12 | -0.15 | — | 0.68 | 1.04 | -0.2 | |
-35 | -0.18 | 0.25 | 7.51 | -0.32 | — | 0.37 | 0.68 | -0.4 |
-40 | -0.36 | 0.05 | 6.09 | -0.48 | — | 0.12 | 0.32 | -0.62 |
-45 | -0.49 | -0.2 | 4.86 | -0.59 | — | — | -0.11 | -0.66 |
-50 | -0.61 | -0.35 | 3.8 | -0.7 | — | — | -0.18 | -0.8 |
-55 | -0.69 | -0.49 | 2.89 | -0.77 | — | — | -0.35 | -0.83 |
-60 | -0.77 | -0.63 | 2.12 | -0.84 | — | — | -0.52 | -0.9 |
-65 | -0.83 | -0.74 | 1.48 | -0.88 | — | — | -0.63 | -0.94 |
-70 | -0.88 | -0.81 | 0.94 | -0.92 | — | — | -0.74 | — |
Температура кипения фреонов R407c, R409A, R410a, R502, R507a, R600, R717
t, °C | R407c | R409A | R410a | R502 | R507a | R600 | R717 |
90 | — | 29.43 | — | — | — | — | 50.14 |
80 | — | 23.99 | — | — | — | — | 40.4 |
70 | — | 19.26 | — | 30.92 | — | 9.91 | 32.12 |
60 | 24.2 | 15.2 | — | 25.01 | 28.85 | 7.72 | 25.14 |
55 | 21.45 | 13.41 | — | 22.51 | 25.8 | 6.79 | 22.24 |
50 | 18.7 | 11.76 | 29.5 | 20.01 | 22.75 | 5.86 | 19.33 |
45 | 16.48 | 10.26 | 26.2 | 17.89 | 20.25 | 5.09 | 16.94 |
40 | 14.25 | 8.88 | 22.9 | 15.77 | 17.74 | 4.32 | 14.55 |
35 | 12.45 | 7.64 | 19.78 | 13.98 | 15.69 | 3.69 | 12.61 |
30 | 10.65 | 6.51 | 16.65 | 12.19 | 13.63 | 3.05 | 10.67 |
25 | 9.14 | 5.5 | 15 | 10.7 | 11.94 | 2.54 | 9.12 |
20 | 7.63 | 4.59 | 13.35 | 9.2 | 10.25 | 2.02 | 7.57 |
15 | 6.46 | 3.78 | 11.56 | 7.97 | 8.88 | 1.62 | 6.36 |
10 | 5.28 | 3.07 | 9.76 | 6.73 | 7.51 | 1.21 | 5.15 |
5 | 4.43 | 2.43 | 8.37 | 5.73 | 6.4 | 0.89 | 4.22 |
3.57 | 1.88 | 6.98 | 4.73 | 5.29 | 0.57 | 3.29 | |
-5 | 2.87 | 1.4 | 5.85 | 3.94 | 4.42 | 0.33 | 2.6 |
-10 | 2.16 | 0.98 | 4.72 | 3.14 | 3.54 | 0.09 | 1.91 |
-15 | 1.64 | 0.62 | 3.85 | 2.53 | 2.86 | -0.18 | 1.41 |
-20 | 1.12 | 0.32 | 2.98 | 1.91 | 2.18 | -0.27 | 0.9 |
-25 | 0.75 | 0.06 | 2.35 | 1.45 | 1.67 | -0.38 | 0.55 |
-30 | 0.37 | — | 1.71 | 0.98 | 1.15 | -0.53 | 0.19 |
-35 | -0.06 | — | 1.22 | 0.64 | 0.77 | -0.62 | -0.24 |
-40 | -0.16 | — | 0.73 | 0.3 | 0.39 | -0.71 | -0.28 |
-45 | -0.34 | — | 0.25 | -0.14 | -0.02 | — | -0.44 |
-50 | -0.52 | — | 0.08 | -0.19 | -0.14 | — | -0.59 |
-55 | -0.63 | — | -0.22 | -0.35 | -0.32 | — | -0.69 |
-60 | -0.74 | — | -0.36 | -0.51 | -0.5 | — | -0.78 |
-65 | — | — | -0.51 | -0.62 | -0.61 | — | -0.84 |
-70 | — | — | -0.65 | -0.72 | -0.72 | — | -0.89 |
Как понять об утечке фреона из холодильника
Понятно, что это вещество — одно из главных составляющих исправной работы техники. Утечка фреона приводит к поломке техники и невозможности использовать ее по назначению. Самая распространенная причина такой проблемы – повреждение трубы испарителя или заводской брак. Поскольку это летучий газ, не имеющий запаха, его невозможно обнаружить обонятельными рецепторами.
Однако существуют некоторые признаки, по которым можно определить утечку. Фреон в холодильнике находится под давлением, а когда повреждаются трубки испарителя, он постепенно начинает падать. Вследствие этого в холодильной и морозильной камере повышается температура воздуха, а продуты начинают быстро портиться. Это первый признак, что необходимо проверить целостность охладительной системы прибора. Как говорилось ранее, фреон не опасен для человека при температуре не выше 250 градусов, а нагреть его до такой температуры в домашних условиях невозможно.
Наиболее частые места утечки хладагента
В первую очередь — это стыки труб. В любой пайке могут образоваться микротрещины как из-за продолжительной работы оборудования, так и вследствие заводского брака. Также часто встречается утечка фреона в местах соединительных трубок испарителя холодильной и морозильной камер. Герметизация может быть обнаружена и на возвратной магистрали, которая соединяет сердце холодильника и испаритель.
Как узнать количество хладагента в системе
Стоит изначально отметить, что стандартное название «фреон» обобщает все известные на сегодня хладагенты. И, кроме того, этот газ не только обладает свойствами носителя тепла, но и выполняет своего рода смазку компрессора, установленного в кондиционере в наружном отсеке.
Вспомним, что стандартная система кондиционирования воздуха в любом помещении, представляет собой два отсека, которые размещаются снаружи и внутри помещения. Их связывают между собой трубопроводы, по которым и циркулирует данный газ – фреон. Как правило, для этого используются медные трубки небольшого сечения.
Объем фреона в кондиционере, это величина, которая напрямую зависит от длины этих самых медных трубок, связывающих два блока, и от мощности компрессора, расположенного внутри блока. Исходя из этих данных, одного значения, подходящего для всех устройств нет.
Производители заправляют системы, ориентируясь на длину трубопроводов. Как правило, ее длина не бывает менее 3 метров и более 5 метров. В основном на 1 метр трассы завод-изготовитель заправляет около 15 граммов хладагента. Не стоит забывать, что еще влияние оказывает и показатель мощности, поэтому приблизительное содержание фреона в мощных кондиционерах составляет примерно 0,6 кг, а в менее мощных около 0,09 кг.
Разумеется, что во время эксплуатации прибора любой хладагент может постепенно испаряться. Иногда это происходит быстрее, поскольку медные трубопроводы могут быть повреждены и происходит утечка. Иногда на быстрое испарение фреона влияют и некачественные соединения, которые также приводят к утечке. В таких случаях дозаправка или новая заправка устройства будет осуществляться только после полного вакуумирования всей системы.
Утечка фреона в кондиционере
баллоны с хладоном
Для кондиционера является нормой утечка фреона на 4-7% от общей массы за год. Восполнение потерь в среднем требуется проводить раз в полтора или два года. Если межблочные магистрали смонтированы некачественно, то через плохо сделанные вальцовочные соединения хладагент выходит в большем количестве. Тогда может пойти речь о закачке фреона в кондиционер в полном объеме или о возникновении предварительной необходимости восполнять потери.
При игнорировании проблемы прибор постепенно начинает работать на пределах своих возможностей, вследствие чего происходит поломка компрессора, который попросту перестает смазываться.
Как определить утечку
признак утечки хладагента
Специалисту несложно определить, есть ли утечка фреона из кондиционера, но сам пользователь тоже должен знать некоторые признаки потерь основного рабочего вещества. Насторожить должны:
- на местах стыковок хладотрассы и клапанов наружного модуля появляются заметные иней или наледь;
- сильно снижается качество охлаждения;
- при включении сплит-системы пахнет гарью;
- под кранами можно заметить подтеки масла – оно и дает неприятный запах;
- темнеет компрессорная теплоизоляция;
- прибор отключается и на дисплее высвечиваются коды ошибок.
При обнаружении каких-либо признаков утечки фреона из кондиционера следует сразу отключить устройство от питания и вызвать мастера.
Специалист через манометрическую станцию подключит баллон с азотом, перекроет порты и запустит в систему избыточное давление. Он должен сразу же обмылить трубы и предполагаемые места утечки. Если появился свист, и в каком-то месте мыльный раствор запузырился, то именно там и есть отверстие, через которое уходит газ. Таким образом определяется утечка фреона из кондиционера, после чего начинается устранение неполадок.
Вместо мыльного раствора можно использовать специальную концентрированную жидкость, которую загоняют в контур, а потом просвечивают ультрафиолетовым осветительным прибором возможные места потерь хладагента.
Есть ли еще способы того, как определить утечку фреона из кондиционера бытового назначения? Для одного из них понадобится особый прибор – электронный течеискатель, который оснащается гибким зондом с чувствительным сенсором – он позволяет добраться до самых трудных мест.
Определить недостаточное количество фреона в старт-стоповом кондиционере можно также с помощью термометра, который подносят к выходящему из вентилятора воздуху. Если показатели не выходят за установленные нормы в 5-8°C, то восполнение газа не нужно.
Если причина потерь заключается в негерметичности межблочных соединений, то мастер приступит к пайке труб и последующей дозаправке прибора рабочим веществом.
Заправка и дозаправка кондиционера фреоном
набор инструментов для заправки
Как происходит заправка кондиционеров фреоном, и чем она отличается от дозаправки?
Дозаправка – это частичное восполнение потерянного объема хладагента. Она может понадобиться при утечке или при профилактической заправке. Ее также осуществляют при увеличении трассы во время монтажа. В среднем заводской объем закаченного хладона рассчитан на 5 метров трассы. Если происходит увеличение ее длины, то требуется дозаправка кондиционера фреоном из расчета 30 гр на метр магистрали.
Для бытовых кондиционеров с фреоном R-22 и ему подобных применяют способ дозаправки, а для систем с хладоном R-410a используют только метод полной заправки. Этот газ состоит из смеси химических веществ с разной степенью летучести, которые испаряются совершенно неравномерно, следовательно, состав оставшегося вещества сильно меняется.
Полная заправка – это восполнение всего объема газа в холодильном устройстве. Она необходима при заправке бытовых кондиционеров фреоном после переезда, когда предварительно весь хладагент был спущен, или при восполнении объема хладона, имеющего сложный компонентный состав.
Выпуск фреона из кондиционера
Прежде чем закачать фреон в кондиционер при полной заправке, из него необходимо выпустить оставшийся газ. Как правильно слить фреон с кондиционера, и какие инструменты понадобятся для этого?
Некоторые мастера не видят ничего страшного в том, чтобы просто ослабить гайки на внешнем блоке и стравить все в атмосферу, считая небольшое количество хладагента для окружающей среды безопасным. В чистом виде он на самом деле безвреден, но делать так не стоит. Для его выпуска из кондиционера необходимо иметь станцию по сбору фреона, которая врезается в систему кондиционирования при помощи специального штуцера и откачивает весь газ из нее.
Далее производят вакуумирование, и только после этого подключают баллон с фреоном и производят его закачку в кондиционер по необходимой норме.
Сколько нужно фреона
В разных холодильных системах находится разное количество хладагента. То, сколько в кондиционере может быть фреона, зависит от холодопроизводительности агрегата. В среднем его объем составляет в стандартных сплитах от 700-800 грамм, а в мощных установках коммерческого или промышленного назначения более килограмма.
Требуемый объем указывается производителем на шильдике, представляющем собой металлическую табличку на внутреннем корпусе сплита. Он помогает определить, сколько фреона в кондиционере должно находиться. Используя манометр, мастер определяет величину давления в охлаждающем корпусе и смотрит эту табличку.
В идеале заправка бытовых кондиционеров фреоном должна происходить маленькими порциями, чтобы в систему не попало большее количество газа, так как его переизбыток ведет к неэффективной работе – он не успевает пройти полный цикл трансформации из одного состояния в другое.
Способы заправки кондиционера
заправка по массе
Заправка кондиционера может производиться несколькими способами, но наиболее простыми и часто применимыми являются:
- заправка по массе (по весам) – понадобится дорогостоящие весы для взвешивания баллона с хладагентом;
- заправка по давлению – при значениях ниже 3-3,5 атм требуется восполнение газа;
- по току – понадобятся токоизмерительные клещи, накладываемые на фазу провода питания работающего внешнего блока.
Существуют еще два способа: заправка по переохлаждению и по перегреву. Но в реальности их применяют только при проверке промышленных компрессорно-конденсаторных блоков, так как в бытовых сплитах нет устройства, регулирующего расход фреона. Его роль выполняет капиллярная трубка.
Если после полной или частичной заправки кондиционера его работа не выравнивается, то следует провести диагностику оборудования на обнаружение других неисправностей системы.
Только опытные монтажники знают все безопасные способы, как слить фреон в кондиционере и как восполнить его нехватку. Не стоит самим пытаться проводить такие действия, которые могут привести к ожогам кожных покровов или глаз, а также полностью вывести холодильную машину из строя.
Может ли замерзнуть кондиционер и почему это происходит?
Обычно мы пользуемся бытовой техникой до ее «полного изнеможения», то есть до первой поломки, пренебрегая профилактической диагностикой. Если, например, с телевизором такая позиция вполне оправдана, то для кондиционеров почти всегда просто губительна. Кондиционер, как и каждое устройство, нуждается в регулярном хоть и простом уходе.
Задача владельца сплит-системы сводится к тому чтобы прочищать фильтры раз в несколько недель и раз в 1,5 года проводить дозаправку фреоном. В благодарность ваш кондиционер прослужит положенный ему срок – а это 7 – 12 лет. Но даже такое неприхотливое устройство, как сплит-система, может «закапризничать».
«Капризы» кондиционера проявляются как капающая из него вода или образование слоя инея или льда на его внешней поверхности.
Ищем причины внутри
Чтобы понять, из-за чего могут появиться подобные проблемы, необходимо представлять строение кондиционера. Каждая сплит-система – это устройство, включающее две части: внешний и внутренний блок. В блоках расположены: конденсатор, испаритель, компрессор и 2 вентилятора (по одному в каждом блоке).
Блоки соединены между собой медными трубопроводами, наполненными компрессорным маслом и фреоном. Их смесь находится под высоким давлением. Вентиляторы обдувают конденсатор и испаритель для обеспечения охлажденным воздухом помещения и для улучшения теплообмена.
Из-за чего же происходит появление наледи – рассмотрим возможные причины.
Причины появления наледи
Самый распространенный фактор достаточно банален – загрязненные фильтры. Каким образом это связано с толстым слоем инея, который образуется на кондиционере? Все очень просто. Фильтры защищают от загрязнения не только воздух в помещении, но и радиатор внутреннего блока. Когда фильтры забиваются, работа кондиционера затрудняется и на трубопроводах начинает образовываться иней или лед.
Такую проблему легче предупредить, чем устранять от нее последствия. Очевидно, что нужно снять и прочистить фильтры: выглядят они как мелкая сетка и почистить их достаточно просто даже не прибегая к помощи специалистов. Скорее всего, если вы «довели» свою сплит-систему до замерзания, водой и мылом обойтись не получится: вам понадобятся бытовые химические средства для их очистки. Но образование льда прекратится, а в дальнейшем лучше этого не допускать.
Если фильтры долгое время были загрязнены, кроме самой сетки вам необходимо будет прочистить дренажный канал. Это можно сделать как воспользовавшись помощью специалистов, так и самостоятельно. Если вы прибегнете к услугам службы сервиса, будет прочищен не только дренажный канал, но и проведена диагностика всего кондиционера. Если же решитесь проделать процедуру самостоятельно — вам надо будет продуть трубку, выходящую на улицу.
Давление раскачает засорение от скопившейся воды, а затем оно рассосется окончательно. Но даже если загрязнение дренажной трубки полностью закупорило ее – вы также сможете справиться самостоятельно. Для этого вам нужна будет проволока, если она не поможет – воспользуйтесь пылесосом – он точно устранит вашу проблему.
Но не забывайте о том, что и в такой ситуации специалисты сделают все быстрее и качественнее, устранив не только закупорку, но и проверив работу кондиционера в целом.
Также наледь на кондиционере может образоваться из-за недостатка фреона. Фреон – это хладагент, который используется в работе кондиционера. Существуют рамки, в пределах которых утечка этого вещества – нормальна. Это примерно 6 — 8% в год. Нормированная утечка фреона происходит независимо от частоты диагностики кондиционера и качества его монтажа.
Решение проблемы лежит в дозаправке кондиционера. Самостоятельно такую процедуру лучше не проводить – более грамотным решением будет обращение к специалистам.
Профилактическую дозаправку необходимо проводить хотя бы раз в 1,5 года, так как утечка хладагента не так безобидна, как загрязненные фильтры, и может привести к окончательной поломке оборудования.
Подводя итог возможным причинам замерзания кондиционера, главной можно назвать человеческий фактор. Если вы не следите за своей сплит-системой, вовремя не чистите, не проводите диагностику – очень скоро техника будет требовать повышенного внимания с вашей стороны появлением капающей воды. Если и это не насторожит вас, очень скоро кондиционер начнет покрываться льдом и может потребовать не только простой очистки, но и серьезного ремонта.
Рекомендации производителей
Производители большинства моделей холодильников рекомендуют размещать и использовать приборы в помещениях с температурой от +16 до +32°С. Отдельные модели подходят для эксплуатации в более широком диапазоне от +10 до +43°С.
Важно! Если поломка холодильника произошла по причине нарушения условий эксплуатации, гарантийные обязательства производителя не действуют.
Несоблюдение рекомендаций производителя сокращает срок службы агрегата и приводит к поломкам.
Климатический класс
Остановимся подробнее на климатических классах и их характеристиках.
Выделяют четыре основных класса:
- N (normal) — температурный диапазон от +16 до +32°С;
- SN (subnormal) — температурный диапазон от +10 до +32°С, допускается использование устройства в плохо отапливаемых помещениях (лоджии, подвалы и т. д.);
- ST (subtropical) — температурный диапазон от +18 до +38°С, эксплуатация в жарком климате с высокой влажностью;
- T – (tropical) — температурный диапазон от +18 до +43°С, эксплуатация в условиях сухого тропического климата.
Большая часть моделей, представленных на российском рынке, относится к нормальному (N) и субнормальному (SN) климатическим классам. Есть также мультиклассовые модели, объединяющие два или три класса (например, N-ST, SN-ST, SN-T). Холодильники, относящиеся к двойным классам, отличает более высокое энергопотребление и более высокая цена.
Информация о том, к какому климатическому классу относится холодильник, указана в технической документации к прибору и на наклейке на корпусе агрегата.
Заключение
Холодильник прекращает нормальную работу, когда наружный воздух холоднее, чем внутри устройства. Низкая температура снаружи приводит к выходу из строя компрессора, поломкам электроники, растрескиванию резиновых и пластиковых частей.
Если устройство все-таки размещают в неотапливаемом месте, выбирают недорогую модель и защищают от осадков и прямых солнечных лучей.
[spoiler title=»Источники»]
- https://FB.ru/article/211209/freon—eto-temperatura-freona-freon-v-holodilnike
- https://vph-holod.ru/obsluzhivanie/pri-kakoj-temperature-zamerzaet-freon.html
- https://vse-otoplenie.ru/temperatura-kipenia-freona-princip-kondensacii-i-isparenia-zapravka-kondicionera-hladagentom-410a
- https://VTeple.xyz/zavisimost-temperatury-kipenija-freonov-ot-davlenija/
- https://StrojDvor.ru/kondicionirovanie/osobennosti-ispolzovaniya-freona-v-kondicionerax-svojstva-vidy-temperatura-kipeniya/
- https://rem.ninja/kuhnya/tehnika/holodilnik-v-neotaplivaemom-pomeschenii.html
[/spoiler]